Перед Вами — главная римско-католическая святыня Литвы, освящённая в честь Святых Станислава и Владислава. Здесь проходили коронации и погребения великих князей Литовских и членов их семей и находится сердце польского короля Владислава IV, который должен был занять российский престол. После низложения Василия Шуйского в Москве даже начали чеканить монеты от его имени. Однако отказ Владислава принять православие навсегда преградил ему путь к российской короне.
Исследователи сходятся во мнении, что в языческие времена на месте нынешнего храма совершались религиозные обряды, связанные с культом поклонения балтийскому богу-громовержцу Перкунасу. В середине XIII века, только что принявший христианство литовский князь Миндовг велел построить здесь первое христианское сооружение. Правда, спустя десять лет Миндовг вновь вернулся к язычеству. Храм стал местом поклонения древним литовским божествам.
Почти целое столетие понадобилось на закрепление в Литве христианства. Новая церковь на этом месте была выстроена в готическом стиле, но в XV веке её практически полностью уничтожил пожар. Один из известнейших литовских князей, Витовт, готовился стать королём Литвы и приказал возвести здесь огромный готический храм. Коронация так и не состоялась, но заложенные при Витовте стены и колонны служат опорой собора и по сей день.
Кафедральный собор много раз перестраивался и разрастался, к нему были добавлены часовни. Внешний облик храма изменялся после часто вспыхивавших пожаров. Лишь в конце XVIII столетия он приобрёл свой нынешний вид величественного здания в стиле неоклассицизм и гармонично вписался в окружавший его архитектурный ландшафт. Для почти целиком выстроенного в барочном стиле Вильнюса это был настоящий прорыв. Молодой архитектор Лауринас Гуцявичюс стремился воплотить как во внешнем облике собора, так и в его внутреннем убранстве идеалы греческого храма. Для придания собору симметрии по обеим сторонам были достроены новые часовенки и объединены с храмом дополнительными стенами и колоннадами. На одной из часовен расположена примечательная надпись: «Несчастлив будет тот, кто осквернит святое место». Говорят, это своеобразное предсказание сбывается, и руководители всех раскопок в этих местах умирали вскоре после их начала. Быть может, причина тому — неизвестные бактерии, или же череда смертей — просто случайное совпадение. Так или иначе, но собор считается таинственным местом, вроде загадочных египетских пирамид.
Ниши центрального фасада украшены фигурами четырёх евангелистов, над ними находятся барельефы с библейскими сюжетами нисшествия Святого Духа, излечения хромого, проповеди Святого Петра, излечения святым Павлом больного, а также смерти Анании и Сапфиры.
На фронтоне, в треугольной нише представлена сцена жертвоприношения Ноя. Крыша храма увенчана стоящей в центре Святой Еленой с позолоченным крестом. Слева от неё стоит Святой Станислав, символизирующий Польшу, справа — Святой Казимир, олицетворяющий Литву.
По обе стороны от входа возвышаются фигуры Моисея и Авраама. Такое оформление храма вызвало критику со стороны многих ценителей искусства. Отступление от традиционных канонов классицизма, предполагающих чёткое следование симметрии и отсутствие пышного декора, они посчитали признаком дурного вкуса.
После окончания Второй мировой войны атеистически настроенное советское правительство превратило собор в обычное складское помещение. Позже здесь разместилась картинная галерея, и проходили концерты органной музыки. Лишь в середине 80-х годов XX века в храме возобновились церковные службы, и постепенно собор был возвращён верующим. В настоящее время храм обладает почётным статусом малой базилики.
Внутри собора, в расположенной ниже уровня земли крипте, сохранилась уникальная фреска XIV века. Её обнаружили в конце прошлого столетия, и это самое древнее в Литве иконописное изображение. Правда, увидеть можно лишь отражение фрески в зеркале, так как образы Девы Марии и евангелиста скрыты от зрителей частью старой стены.