Перед Вами - трехъярусный храм из светлого камня. Cо стороны главного фасада его украшают две прямоугольные башни, оканчивающиеся навершиями в форме полукруглых шлемов. Это - Большой кафедральный собор Цюриха – Гроссмюнстер - самый крупный и важный протестантский храм города.
Средневековая легенда связывает основание собора с именем императора Карла Великого, правившего всей Западной Европой в VIII веке. Цюриха в то время еще не существовало, а на месте нынешнего Старого города был лес, в котором император охотился на оленей. Во время преследования добычи конь Карла неожиданно упал на колени. Император спешился, приказал раскопать место под копытами своего скакуна и обнаружил там могилу с останками святых брата и сестры Феликса и Регулы - христиан, замученных на этом месте язычниками. Карл распорядился возвести над их захоронением церковь, которая и послужила центром будущего огромного собора.
Нынешнее здание собора было закончено в XIII веке. Вплоть до Реформации собор притягивал паломников со всей Европы, ведь здесь хранились останки мучеников Феликса и Регулы и частицы мощей самого императора Карла. Протестанты, пришедшие к власти в городе в XVI веке, объявили эти реликвии подделкой, а сам культ святых - противоречащим истинной христианской вере.
Останки Феликса и Регулы были выкуплены католиками и хранятся в одной из католических церквей Швейцарии. В конце XX века черепа святых были исследованы историками и криминалистами. Оказалось, что останки принадлежат мужчине и женщине в возрасте от 20 до 40 лет, а время их жизни совпадает с эпохой, когда жили Феликс и Регула. По всей видимости, они действительно были обезглавлены при помощи меча, что совпадает со средневековыми легендами.
В конце XV века по решению городского совета башни собора были надстроены, хотя небольшие купола, венчающие башни, появились на них лишь немногим более 100 лет назад. Гроссмюнстер - протестантская церковь, и потому ее внутреннее убранство подчеркнуто скромно и даже бедно. В собор, впрочем,стоит заглянуть хотя бы для того, чтобы полюбоваться витражами работы Альберто Джакометти за главным алтарем и украшенной барельефами дверью,выполненной швейцарским скульптором Отто Мунком.
Протестанты, пришедшие к власти в Цюрихе и многих других городах Швейцарии в XVI веке, считали, что Бога необходимо чтить лишь усердной молитвой, а поклонение иконам и статуям сродни почитанию идолов языческих божеств. И по всей стране прокатилась волна погромов, в результате чего многие шедевры были уничтожены, а швейцарские церкви и соборы утратили былое великолепие. Особенно рьяные поборники чистоты веры требовали уничтожить и органы, которые якобы мешали сосредоточенной молитве. Но здравый смысл и эстетическое чувство возобладали над фанатизмом.