Дом с котами или Кошачий дом, построенный в стиле позднего модерна — излюбленная достопримечательность туристов, приезжающих познакомиться с Ригой, а также городских экскурсоводов. Всё дело в том, что им не терпится поделиться забавной легендой, связанной с этим зданием.
По преданию, одному зажиточному рижскому купцу по фамилии Блюмер никак не удавалось стать членом Большой гильдии — важнейшей организации латышских торговцев. В 1909 году Блюмер придумал, как добиться своей цели, и пригласил зодчего Фридриха Шеффеля, чтобы тот построил для него красивый и дорогой доходный дом в непосредственной близости от здания общества, куда купец так стремился вступить. Но даже такая демонстрация богатства Блюмера не убедила членов совета пригласить его в свои ряды. И тогда Блюмер решил оказать психологическое воздействие на старейшину гильдии.
Блюмер заказал две фигуры чёрных кошек с выгнутыми дугой спинами и поднятыми хвостами. Он установил их на башенках своего дома так, что они были обращены прямо на окно комнаты, в которой работал старейшина Большой гильдии. Теперь, выглядывая на улицу, он каждый раз видел кошек, но не их симпатичные мордочки, а противоположную сторону их туловищ, занятую процессом, который мы не будем называть, но в качестве подсказки обратим ваше внимание на то, что котик по-латышски будет «какис».
Большая гильдия не на шутку обиделась на Блюмера и подала на него в суд. Однако купец дружил с судьёй, и тот вынес неутешительный для общества приговор: кошка — свободный зверь, который гуляет сам по себе и вертится, как ему в голову взбредёт. Кроме того, скульптуры теперь являются важной частью архитектурного убранства Риги, так что избавиться от них никак нельзя. Примирение Блюмера с Большой гильдией наступило после того, как его наконец-то приняли в купеческое общество. Только тогда он повернул кошек мордочками к зданию гильдии.
Скульптуры кошек расположены симметрично и украшают башенки над перекрёстками Малой Песчаной и Лошадиной улиц. Главный фасад наверху также декорирован симметричной скульптурой — это орёл, который, кажется, вот-вот оторвётся от здания и взлетит. Непреклонная птица, которая может, не моргая смотреть на солнце, стала символом неутомимой борьбы Блюмера за место в гильдии. Над входом, который украшен растительным орнаментом, разместилась умиротворённая женская маска с крыльями.
Вы могли видеть Кошачий дом в кино, в легендарном советском сериале «Семнадцать мгновений весны». На период съёмок он стал берлинским отелем «У новых ворот», рядом с которым встречались Борман и Штирлиц. Тогда над входом в новоявленную гостиницу укрепили вывеску «БАР». Работа латвийского отделения Философского общества СССР, которое в то время размещалось в Кошачьем доме, не прекращалась, поэтому сотрудники шутили, что каждый день ходят на службу в питейное заведение.
В последний день латвийской революции в 1991 году около Кошачьего дома произошло до сих пор не раскрытое массовое убийство съёмочной группы фильма «Легко ли быть молодым?» Снайпер, чьи политические воззрения до сих пор неизвестны, стрелял людям в спины. Официально расследование так и не было завершено, хотя с момента совершения преступления прошла уже четверть века.
В настоящее время в Кошачьем доме расположился ресторан, где можно послушать хороший джаз, и казино «Чёрный кот».