Вы находитесь в парке, получившем название в честь известного шведского химика Йонса Якоба Берцелиуса. Памятник учёному установлен в самом центре зелёного оазиса. Берцелиус, выдающийся шведский учёный, большую часть жизни прожил на улице Нюбругатан, что упирается в нынешний парк. После смерти химика Королевская академия наук обратилась к городским властям с просьбой установить памятник в его честь. На тот момент в Швеции не существовало ни одного скульптурного изображения учёных. Открытие памятника состоялось поздней ночью: власти очень боялись, что поглазеть на торжественную церемонию придёт огромная толпа горожан и вытопчет только что посаженные вокруг деревья и кусты.
Когда-то на месте парка находилась болотистая местность. Небольшой ручеёк соединял озеро к северу от столицы со здешними водами. Постепенно ручеёк, в который местные жители выбрасывали отходы, начал походить на сточную яму. Район этот стали называть Кошачьим морем — говорят, из-за того, что здесь нередко топили котят. Некоторые современные лингвисты утверждают, что залив был не Кошачьим, а Илистым. В старые времена слова «кот» и «ил» в шведском языке звучали очень похоже.
Неподалёку отсюда через речушку был перекинут деревянный мост. Когда в первой половине XIX столетия его решили заменить более современным железным, король Карл Четырнадцатый Юхан повелел засыпать бывшее Кошачье море, то есть пространство перед мостом. Чугунные перила, некогда протянутые вдоль старого моста, превратились в окруживший парк Берцелиуса забор. Калитку при входе со стороны воды украшают две композиции шведского скульптора Карла Миллеса — фигуры играющих медвежат, созданные из гранита.
В глубине парка за деревьями скрыто длинное здание с броской надписью «Бернс». Ресторан, ночной клуб, отель и концертный зал появились во второй половине XIX века по заказу кондитера Хайнриха Роберта Бернса. Именно здесь в 1866-м году шведская публика впервые увидела канкан, а среди именитых гостей, выступавших на этой сцене, можно назвать Марлен Дитрих, Лайзу Минелли, Фрэнка Синатру, Луи Армстронга и Рианну.
Внешне здание, чем-то напоминающее павильон, едва ли способно удивить — разве что его огромные окна привлекают к себе внимание. Зато внутри посетителей ждут роскошные интерьеры с хрустальными люстрами, зеркалами и позолоченными элементами декора. Как говорил шведский драматург Август Стриндберг, заведение Бернса превратилось в клуб самых завидных холостяков Стокгольма. Именно тут, в одном из залов, обставленных дорогой красной мебелью, писатель собрал героев своего самого известного романа — «Красная комната». Со временем здание расширили, и знаменитая красная комната исчезла, уступив место залам, оформленным в готическом стиле. Они тоже нашли отражение в творчестве Стриндберга в романе с названием «Готические комнаты».
Со стороны воды к парку Берцелиуса примыкает площадь Рауля Валленберга, названная в честь шведского дипломата, помогавшего венгерским евреям во время Второй мировой войны. В память о нём на площади установили скульптурную композицию, состоящую из отлитых из бронзы двенадцати низких бесформенных брусков и расположенной среди них подписи дипломата. Позднее композицию Кирстен Ортвед дополнили гранитным шаром с надписью на разных языках, гласящей: «Дорога была прямой, когда евреев увозили, чтобы их убить. Дорога была извилистой, опасной и полной препятствий, когда евреи пытались убежать от убийц». Прямая дорога, выложенная брусчаткой и окаймлённая рельсами, ведёт к центральной синагоге Стокгольма, расположенной в нескольких десятках метров отсюда.