Перед нами – дворец Адельсверда, созданный в самом конце XIX века архитектором Исааком-Густавом Класоном по распоряжению промышленника и политика Теодора Адельсверда.
Родившись в дворянской семье, Адельсверд уже в возрасте 23-х лет начал заниматься делами небольшого поселения Отвидаберг, многие годы специализировавшегося на добыче меди. Правда, месторождение было истощено, а потому селение находилось на грани вымирания. Чтобы как-то исправить ситуацию, Адельсверд основал в этих краях мануфактуру, где начали производить первую в Швеции мебель, созданную исключительно для конторских помещений. Позже он также открыл здесь лесопилку, молокозавод и даже садоводческую школу. Благодаря Адельсверду в Отвидаберге появились современные учебные заведения; сюда провели железную дорогу. Для Швеции того времени подобная модернизация и индустриализация были явлением уникальным.
Изначально Адельсверд как работодатель занимал строгие патриархальные позиции, высказываясь весьма негативно о профсоюзах, появившихся в его родовом гнезде Отвидаберг. На первых порах дворянин делал всё возможное, чтобы препятствовать развитию рабочего движения, однако спустя несколько лет его взгляды начали постепенно меняться. В результате он выступил инициатором создания союза работников деревообрабатывающей промышленности Швеции – первого отраслевого объединения работодателей страны.
Позднее, однако, он стал ярым оппонентом политики союза работодателей, считая, что тот предъявляет слишком жёсткие требования как к рабочим, так и к профсоюзам. Не раз Адельсверд пытался найти мирное решение вопросов, однако зачастую его попытки оказывались безуспешными: работодатели наотрез отказывались идти на компромиссы с рабочими. Политическая карьера – а именно, пост министра финансов Швеции – вскоре вынудила Адельсверда оставить должность в союзе работодателей.
Но вернёмся к стокгольмскому жилищу дворянина – тому самому, что находится перед нами.
С архитектором Исааком-Густавом Класоном Адельсверд познакомился ещё во время учёбы, когда зодчий, открывший собственную архитектурную мастерскую, начал активно заниматься разработкой чертежей для фасадов и лестничных пролётов в быстро растущем Стокгольме. Адельсверд обратился к старому другу с просьбой создать новую резиденцию – этот проект положил начало успешной карьере Класона как архитектора вилл и загородных резиденций. Вскоре пришёл черёд и стокгольмского дома Адельсверда – того самого, что находится перед нами. Эта постройка задумывалась как жилой дом для потомков дворянина – она даже стала частью не отчуждаемого имущества, передающегося по наследству без права продажи. Тем не менее, сначала здесь находилось посольство Дании, затем сюда переехал банк. В 30-х годах прошлого века здание превратили в контору и отдали в распоряжение инвестиционной компании «Ратос», с тех самых пор имеющую здесь свой головной офис.
Первоначально Класон задумал здание, во многом напоминавшее венецианские дворцы, но постепенно внешний облик всё больше стал приобретать черты шведского барокко. Отказался архитектор и от предложенного Адельсвердом тёмного камня, частично использовавшегося лишь при облицовке первого этажа. Главным украшением внешних фасадов Класон считал два выступающих полуверандных окна, в то время как стены, выходящие во внутренний двор, украшают фрески и штукатурные изображения. В здании было 3 этажа, имеющих по 10 комнат, один этаж с 4 комнатами и один этаж с 14 комнатами. Со временем, правда, интерьеры были изменены: их приспособили под офисные помещения, но внешний облик здания удалось сохранить нетронутым.