Мощное кирпичное здание, увенчанное различными башнями и являющееся четвёртым по высоте в Стокгольме, – это городская ратуша, призванная отобразить всю историю шведской столицы, начиная со Средних веков, с помощью выбранного материала и тщательно проработанных деталей. Считается, что своим внешним видом здание обязано венецианским дворцу дожей и Собору Святого Марка, хотя в ратуше сочетаются и итальянский ренессанс, и скандинавская готика, и даже византийское и исламское искусство, а в целом ратуша признаётся выдающимся примером шведской национальной романтики.
Шедевр появился в прошлом столетии благодаря архитектору Рагнару Эстбергу, после завершения продолжавшейся 15 лет работы заявившему: «У меня нет души. Всю её я вложил в это здание». Его высказывание не вызывает удивления: в процессе строительства чертежи то и дело претерпевали изменения, так что сегодня перед нами предстаёт вовсе не то здание, что когда-то победило в архитектурном конкурсе.
Пожалуй, главное, от чего пришлось отказаться зодчему, был материал: первоначально Эстбергу виделась постройка, облицованная гранитом, который являлся бы прекрасным продолжением будто бы растущей из воды скалы. Однако слишком высокая стоимость не позволила зодчему воплотить свои мечты в жизнь и вынудила его отдать предпочтение более дешёвому кирпичу. Правда, кирпич здесь был не простой: Эстберг изучил множество кирпичных построек столицы и в результате взял за основу обнаруженный при раскопках у королевского дворца в начале прошлого века кирпич, вероятно, когда-то являвшегося частью сгоревшего замка «Тре крунур». Найденный кирпич был несколько больше производящихся сегодня в Швеции, а потому должен был придать зданию более древний облик. Способствовало этому и другое решение архитектора: каждый кирпич надлежало состарить, то есть сделать на нём сколы. Более миллиона кирпичей обрабатывали вручную, оставшиеся же семь миллионов кирпичиков «доверили» машинам. Некоторые кирпичи выступают из фасада здания – это тоже дань зодческим традициям Средневековья, что, однако, совсем не радовало строителей прошлого века, чьё мастерство как раз-таки и заключалось в том, чтобы создать ровную, гладкую стену.
Давайте взглянем на огромную 106-тиметровую башню, величественно выступающую впереди, ближе всего к нам, – с самого начала она считалась главной, однако задумывалась она в стиле модерна, а не национальной романтики. Венчает башню четырёхгранный шатёр: если приглядеться, то можно заметить его сходство с башней стокгольмского Домского собора, которую Эстберг считал красивейшей в столице. На вершине блестят три позолоченные короны – символ Швеции и очередное доказательство того, что ратуша должна была стать значимой постройкой не только для столицы, но и для всей страны. Это отсюда, с земли, короны кажутся крошечными – на самом деле каждая из них имеет диаметр более двух метров!
В башне расположен музей, где, среди прочего, представлена огромная гипсовая модель статуи Святого Эрика, которую планировали установить на обозрение людей под самой крышей. Однако попытки поднять скульптуру из более лёгкого материала на самый верх не увенчались успехом: модель оказалась слишком тяжёлой, и поэтому в итоге было решено не изготавливать её из более прочного материала. Освободившееся же наверху место превратили в смотровую площадку, на которую ведут 365 ступеней.
Взглянем теперь на основание башни и всей ратуши – туда, где находится её фундамент. Вся нижняя часть окружена своего рода укреплением, призванным защитить возвышающийся на нём дворец от нападения врага. Это тоже было частью плана Эстберга, желавшего напомнить посетителям о древнем прошлом шведской столицы. Но самое удивительное – это, пожалуй, тот факт, что «фальшивым» оказывается не только укрепление, но и вся скала, на которой покоится ратуша: скалу буквально собирали по кусочкам, привезённым из стокгольмского архипелага, где островные утёсы специально взрывали, чтобы добыть необходимый строительный материал. Заметить несоответствия могут лишь опытные геологи: при взгляде на оставленные схождением ледника выбоины становится понятно, что они расположены «неправильно» и соединены друг с другом, словно кусочки пазла. Ратуша же покоится на длинных бетонных сваях, упирающихся в дно моря!