Мы стоим под сводами внешнего арочного хода, потолок которого выложен деревянными досками. Приглядитесь: в каждом квадрате этого потолка изображены герои древнегреческой мифологии – но не все, а лишь те, в честь которых названы кварталы стокгольмского Старого города: Аполлон, Кассиопея и Андромеда. Правда, чтобы различить эти фигуры, придётся очень постараться: едва заметные, практически выцветшие, они, скорее, производят впечатление старых размытых пятен. Именно так и задумывал архитектор ратуши Рагнар Эстберг: само здание должно было выглядеть так, будто было построено несколько веков назад, и ни одна деталь не должна была выдавать истинный возраст постройки.
Взглянем теперь в сторону центральной башни ратуши: у её основания мы увидим лестницу – это вход для почётных гостей. Именно отсюда попадает в ратушу королевская чета – и сюда же входят молодые пары, собирающиеся связать себя узами брака. Традиционно браки в Швеции заключаются в церквях: священники наделены здесь всеми необходимыми юридическими полномочиями; однако находятся в стране и те, кто не желает следовать сложившимся устоям и вступать в брачный союз перед лицом пастора и Бога. За свидетельством такие пары отправляются в городские ратуши, и Стокгольмская ратуша, пожалуй, – одно из наиболее востребованных мест. Ежегодно в ней заключается более тысячи брачных союзов, и это притом, что церемонии проводятся только по субботам во второй половине дня.
Об этой современной функции ратуши можно догадаться, взглянув на ближайшую к лестнице колонну – вернее, её верхнюю часть, украшенную сценами, так или иначе связанными с любовью. Тут представлены встреча, ревность, объятия и ребёнок. Эту колонну даже называют Колонной любви.
Посмотрим чуть правее лестницы, на ту часть парка, где выстроено своеобразное возвышение из камня. На самом деле когда-то это была часть моста, перекинутого отсюда на Рыцарский остров-Риддархольмен в XVIII-XIX веках. С лицевой стороны старой основы можно увидеть неглубокую пещеру, в которой установлена мраморная скульптура, демонстрирующая наказание древнескандинавского бога Локи. Локи был предателем, по вине которого погиб прекраснейший и добрейший бог Бальдер. В наказание за гибель любимейшего представителя мифологического мира Локи связали и приковали к скале, повесив над ним змею, яд которой капает ему на лицо. Когда капли попадают на его кожу, он вздрагивает от боли – да так сильно, что земля начинает сотрясаться. Так, по мнению древних скандинавов, возникали землетрясения.
Между ведущей в ратушу лестницей и остатками моста находится ещё одна примечательная вещь: округлённая скульптура высотой около метра, по форме напоминающая стоящее бревно. Это так называемое «стокгольмское бревно», отсылающее нас к моменту основания города. По легенде, жители древней столицы Швеции Сигтуны подверглись нападению варваров, разграбивших и сжёгших древний град. Перед тем, как покинуть дома, жители собрали все свои драгоценности и сложили их в бревно, которое пустили по воде, решив: там, где оно причалит к берегу, – быть новой столице королевства. Бревно прибило к скалистым берегам Рыцарского острова Риддархольмена, и так, согласно легенде, и родился город Стокгольм. Именно об этом сказании и напоминает скульптура у ратуши. На выходящей к воде стороне сделана зарубка, показывающая, где могло быть спрятано золото. Само бревно украшено рунами, крестами, языческими знаками и насечками, перенося нас в далёкое скандинавское прошлое…
Давайте теперь повернёмся спиной к озеру Меларен и взглянем на замковый двор. В дальнем правом углу растёт мощный дуб, посаженный в день открытия ратуши – в 1923-м году. На фасаде прямо напротив нас размещена скульптура святой Клары. Девушка, однако, держит корону, и здесь мы вновь сталкиваемся с символизмом: святая олицетворяет королеву озера Меларен – именно такое прозвище давно уже закрепилось за Стокгольмом. Рассказывают, что корону эту оплатила маленькая девочка, пожелавшая отдать свои сбережения архитектору, но только в том случае, если точно будет знать, на что потратят деньги. Эстберг успокоил ребёнка, сказав, что на её взнос была сделана корона для святой Клары.
Безусловно, отдельного внимания заслуживает главный вход, через который туристы попадают на территорию ратуши. Посмотрите на тяжёлые двери: откуда взялся такой тёмный цвет? Дело в том, что двери эти – часть старого затопленного корабля, многие годы пролежавшего в здешних водах. Желая по возможности максимально придать своему творению средневековый вид, Эстберг уделял большое внимание деталям: так и здесь, дубовая дверь, сделанная из поднятого с морского дна судна, как нельзя лучше передаёт атмосферу старины.