Мы находимся в Ратушном парке, созданном Рагнаром Эстбергом – тем же архитектором, что работал над одной из важнейших достопримечательностей Стокгольма – городской ратушей, у которой мы стоим.
С самого начала этот зелёный оазис в центре столицы был разделён на несколько частей: если встать лицом к ратуше и взглянуть налево, мы увидим западный участок – это Сад Валленберга, окрещённый так в честь шведского банкира Кнута Валленберга, благодаря щедрым дарам которого появление нынешней ратуши в принципе стало возможным. При строительстве окружающей эту часть парка стены использованы белые камни, из которых раньше был выстроен дворец самого Валленберга, находившийся около Королевского сада Кунгстрэдгордэна и разрушенный в начале XX века.
Перед садом Валленберга мы видим небольшой участок в стиле барокко: с газонами и коротко постриженными самшитовыми кустами. Приглядитесь к дорожкам, петляющим между зелёными насаждениями: на них выложены знаки Зодиака.
Здесь стоят также три примечательные мраморные скульптуры: Сочинитель, Поэт и Художник, олицетворяющие шведских творцов Августа Стриндберга, Густава Фрёдинга и Эрнста Юсефсона. Едва появившись, эти скульптуры вызвали огромный общественный резонанс: величайших деятелей страны не подобало представлять в обнажённом виде! Нагота была приемлема в отношении богов, муз, героев мифов и сказаний – но никак не живых людей, коих подобало изображать в достойных одеяниях. Волна критики и возмущения прокатилась по всей Швеции: правда, как только тройка ушла из жизни, общественность сменила гнев на милость, и на скульптуры начали смотреть как на произведение искусства.
Центральная часть парка представляет собой строгий геометрический узор: окружённые каменными плитками квадратные газоны, по краям которых установлены два фонтана в форме морских раковин, были призваны символизировать местоположение Стокгольма – города, раскинувшегося на островах. Выход к воде охраняют изящные скульптуры: юноша олицетворяет песнь, а девушка – танец. Кстати, последняя считается самой фотографируемой статуей архитектурного ансамбля ратуши.
Давайте теперь взглянем на само здание ратуши – точнее, на её крышу, где сияют четыре позолоченные фигуры – различные виды искусства: архитектура, музыка, скульптура и живопись. Особенно интересна статуя зодчего: представленный мужчина внимательно изучает собственную руку, являющуюся символом пропорций человека, лежащих также и в основе архитектуры.
Статуи выстроились вдоль всей крыши, соединяя две башни ратуши: основную, находящуюся справа, и более низкую Лунную, что выросла слева. На краю крыши видны две фигуры: священник с церковным посохом и мальчик, держащий в руках позолоченную рыбу. Рассказывают, как в одном из шведских городов маленькому мальчику удалось поймать огромного лосося. Вопреки обычаю он решил не отдавать улов епископу. Узнав об этом, священник пригрозил заточить ребёнка в башню, но тот поднял паруса на своём деревянном судёнышке и отчалил от берега.
На пути мальчика поджидало немало препятствий, но ему всё же удалось добраться до небольшого необитаемого острова, о камни которого и разбилась старая лодочка. Островом был Риддархольмен – Рыцарский остров Стокгольма, а мальчик, сошедший на берег с рыбой в руке, стал первым жителем будущей столицы. Эта легенда, к слову сказать, отражена в ещё нескольких местах фасада ратуши: так, например, находящийся у центральной башни флюгер выполнен именно в виде позолоченного лосося.
Взглянем теперь на Лунную башню: в самом её низу видна дверь: это вход Игнатия, привезённый сюда из одноимённого переулка стокгольмского Старого города, где дверь заменили обычной магазинной витриной! Дверь появилась в первой половине XVII века, и, оказавшись частью ратуши, она стала одной из старейших частей здания.