Массивная постройка с мощной башней, напоминающая средневековый замок, – это здание Стокгольмского суда первой инстанции, появившееся в начале прошлого века по проекту архитектора Карла Вестмана, избравшего для своего творения стиль национальной романтики, позднее превративший это здание в одно из лучших в стране в данном стиле.
Первая стокгольмская ратуша, где также рассматривались гражданские и уголовные дела, находилась в самом центре Старого города, на его центральной площади, где в наши дни размещается музей Нобеля. Начиная с XVIII века, судебная деятельность осуществлялась в нескольких зданиях на Рыцарском острове, и лишь в начале XX столетия было принято решение о строительстве отдельного здания суда – того самого, что предстаёт перед нами.
Перед возведением постройки в Швеции был объявлен архитектурный конкурс, победителями в котором оказались два человека: собственно Карл Вестман с проектом под названием «Угол» и Рагнар Эстберг с работой «Королева озера Меларен», позднее лёгшей в основу легендарной стокгольмской ратуши в двух шагах отсюда. После долгих раздумий работы поручили Вестману – частично потому, что проект Эстберга больше подходил под грандиозное сооружение на берегу озера, частично потому, что Вестман предложил более дешёвый и быстро выполнимый вариант.
Здание суда выросло в болотистой низине. Два параллельных крыла соединяются тремя поперечными переходами, создавая два внутренних дворика, разделённых мощной башней, напоминающей о средневековой замковой архитектуре, типичной для шведских королевских резиденций-боргов XVI века. Юго-восточный фасад, выходящий на пересечение улиц Шееле-гатан и Бергс-гатан, украшен фундаментными болтами, выложенными в виде латинских букв «С» и «Р» – это сокращение шведского названия постройки – «Стокхольмс стадс род-стюга», или «Здание суда города Стокгольма».
Интерьер здания суда также во многом напоминает о средневековом прошлом страны: помпезные залы украшены фресками, высокие потолки первого этажа сделаны в виде полукруга, чтобы отослать нас к типичным для Швеции средневековым церквям.
В начале нашего века на третьем этаже здания суда вспыхнул пожар, разразившийся с такой силой и мощью, что, когда к месту трагедии прибыла пожарная служба, пламя достигало десяти метров в высоту. Семьдесят человек принялись тушить огонь, но через три часа, когда пожар стих, оказалось, что весь третий этаж южного крыла был полностью повреждён. К счастью, пожар случился ночью, и поэтому пострадавших здесь не было. Некоторые залы удалось полностью восстановить.
Центральный фасад здания суда – тот самый, что находится перед нами, – выходит на улицу Шеелегатан, получившей своё название в честь выдающегося шведского химика-фармацевта Карла Вильгельма Шееле, первооткрывателя нескольких химических элементов и соединений, в том числе, сероводорода, хлора, глицерина и марганцовки. Примечательно, что о Шееле больше знали за рубежом, нежели на родине: когда король Швеции Густав III посещал Францию, местные учёные лично выразили монарху своё восхищение столь талантливым человеком. Густав не понял, о ком идёт речь, но всё же издал указ о присвоении химику дворянского титула. Советники и министры правителя, однако, также не слышали о Шееле – и графский титул получил однофамилец учёного, обычный лейтенант артиллерии. Сегодня, конечно, учёного ценят куда больше: в его честь даже назван небольшой кратер на Луне, одна из планет и краситель «Зелень Шееле».