Зелёный оазис в самом сердце острова Кунгсхольмен – это парк Крунуберг, что буквально означает «коронная гора». Именно так когда-то назывался целый квартал в этих краях, принадлежавших некоему Юхану Лейон-круне, согласно одной из версий «одолжившему» собственное имя своим новым владениям. Есть, правда, и другая теория: на вершине горы раньше стояла находившаяся в ведении монарха мельница – отсюда и возникло указание на коронные владения – однако исторические документы свидетельствуют о том, что постройка выросла тут уже после того, как району было дано название.
Появившись ещё в середине XIX века, парк Крунуберг стал одним из нескольких в Стокгольме, разбитых на горе: в случае Кунгсхольмена – на самой высокой точке острова, достигающей сорока метров над уровнем моря. Ещё 100 лет назад с вершины горы открывался один из лучших в столице видов на залив Риддарфьерден.
Природная смотровая площадка исчезла исключительно из-за того, что парк должен был представлять собой не гладкую скалу, а заросшую деревьями территорию. Сюда специально был доставлен чернозём, в который посадили молодые саженцы, за несколько десятков лет превратившихся в настоящий лес, скрывший от туриста прекрасный вид на окрестности. Правда, в сравнении с другими парками в этом не так уж много деревьев – в основном тут можно найти открытые площадки с зелёными лужайками. Кстати, ходить по газонам и сидеть на таких вот лужайках в те времена строго запрещалось!
Как только вопрос о парке начал обсуждаться, градостроители заговорили о двух его формах: зелёный уголок предлагали сделать круглым, пристроив вплотную к нему жилой квартал, или же овальным, отделённым от домов улицей. В итоге ни одно из этих предложений не было воплощено в жизнь: парк приобрёл почти квадратную форму, и вдоль него протянулась одноимённая улица – та самая, на которой мы и стоим.
Парки на вершинах скал и холмов закладывались, по большому счёту, по одной причине: на столь неровной поверхности было сложно строить дома. В то же время территории с извилистыми дорожками, крупными лужайками и разнообразными деревьями, получавшие всё большую популярность в Северной Европе, служили прекрасным местом отдыха для населения, проводившего целые дни на заводах, фабриках и мануфактурах. Расположение дорожек ландшафтные архитекторы продумывали с особой тщательностью. Они пытались избавиться от несколько скучных ровных тропинок так, чтобы у гулявших возникало ощущение нахождения на настоящей природе. Сегодня, правда, многие жители столицы считают, что создатели Крунубергского парка немного перестарались, практически не оставив напоминаний о первоначальном ландшафте.
Своеобразной достопримечательностью Крунубергского парка можно назвать расположенное в его северо-западной части – той, что находится ближе всего к нам, – иудейское кладбище, заложенное в конце XVIII столетия и использовавшееся чуть менее века. Вот оно – обнесённое чугунной оградой и будто бы карабкающееся на вершину холма. Сегодня на нём покоится 209 человек еврейского происхождения.
Кладбище появилось тут из-за разногласий в рядах еврейской общины города, которая в те времена насчитывала всего 150 членов. Некоторые из них считали, что один из главных лиц общины, Аарон Исаак, был чересчур авторитарен. Конфликт достиг такого размаха, что отщепенцы решили основать собственное кладбище, коим и стал кусочек земли на горе Крунуберг. К тому моменту всех евреев хоронили в нескольких кварталах отсюда, на так называемой горе Аарона, где покоится и сам Аарон Исаак, в честь которого, кстати, старое кладбище получило своё название.